Группа РУЧЕЁК СПб ГАУДО Детский сад № 5 Московского района

Проект «Сад-огород на подоконнике» в старшей группе "Ручеек"

Государственное автономное учреждение дошкольного образования

«Детский сад № 5 Московского района г. Санкт – Петербурга»

 

 

 

 

 Проект «Сад-огород на подоконнике» в старшей группе «Ручеек»

(из опыта работы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Воспитатели: Олехнович П. В., Завьялова Д.Ю.

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2014

Проект «Сад-огород на подоконнике»

Авторы:  Олехнович П.В., Завьялова Д. Ю.

Этапы работы над проектом.

Первый этап. Постановка проблемы, определение целей и задач

 Проблема: глобальная урбанизация, отдаление человека от природы, низкий уровень экологического воспитания и образованности среди населения, ухудшение экологической обстановки и в связи с этим качества пищевых продуктов.

Актуальность: В связи с ухудшением состояния окружающей среды во всем мире, загрязнением почвы, воды, атмосферы, увеличением масштабов использования нитратов, пестицидов, вредных для здоровья человека добавок, проблема выращивания экологически чистых продуктов стоит особенно остро.  Кроме того, человеческое общество все дальше отдаляется от природы, забывая о ее значении, не замечая красоту, не осознавая ценность.

Исходя из вышесказанного, экологическое образование и воспитание дошкольников является неотъемлемой частью педагогического процесса и необходимо для формирования современного, культурного, здорового общества.

Данный проект также позволяет решать задачи трудового воспитания, способствует формированию потребности созидать, развивает навыки научно-исследовательской деятельности необходимые современному человеку.

Совместная деятельность воспитателей, детей и родителей способствует установлению и укреплению связей в воспитательно-образовательном комплексе семья-детский сад. Активное участие родителей в педагогическом процессе  создает необходимые условия для  формирования крепкой, полноценной  семьи, ориентированной на здоровый образ жизни, любовь и бережное отношение к природе.

Цели:

- ознакомление с понятиями «земледелие», «садоводство»,  «сельское хозяйство», «культурные растения», «семена», «всходы», «проращивание», «дневник наблюдений», «научный эксперимент», «микроскоп»,

- ознакомление с разными способами посадки, размножением растений, их строением и жизненным циклом,

- формирование представлений об экологически чистой пище, о пользе сельскохозяйственных культур.

- развитие наблюдательности, внимательности, терпения, любознательности, научно-исследовательских навыков и умений, эстетических качеств.

- воспитание бережного отношения к природе, уважение к труду других людей, трудолюбия, чувства гордости и удовлетворения от проделанной работы.

 

Задачи :

- формировать у детей представление о земледелии, садоводстве, как способе выращивания экологически чистых и полезных продуктов, интересном и плодотворном  времяпрепровождении, способствующему снижению стресса и поддержанию позитивного настроения.

- познакомить детей со строением растений, способами размножения, разными видами семян, сельскохозяйственным инвентарем,

- наглядно продемонстрировать рост и развитие растений

- ознакомить с факторами, влияющими на рост и развитие растений.

- формировать правильные пищевые привычки

- приучать к трудовой деятельности и ответственности.

 

Паспорт проекта.

Вид проекта

Комплексный

Тип проекта

Смешанный (информационный, познавательный, игровой)

Длительность проекта

1 месяц

Срок реализации проекта

с 3  марта 2014г. по 31 марта 2014г.

Участники проекта

Дети старшей  группы, воспитатели, логопед, родители.

Продукты проектной деятельности

- создание мини огорода на подоконике (совместно с родителями)

- создание дневников наблюдений ;

- создание графика полива;

- создание мини музея «Виды семян» (совместно с родителями);

- выставка поделок и рисунков;

- альбом «История нашего огорода» (совместно с родителями);

- экскурсия в теплицы ЛГУ им. А.С. Пушкина (совместно с родителями)

- викторина «Загадки об овощах» (совместно с логопедом»

- спектакль для младшей группы по сказке «Репка»

Итоговые мероприятия

Торжественный сбор и проба первого урожая

 

2 этап . Разработка проекта

-Поиск информации.

-Составление плана реализации проекта.

-Подбор литературы (для рассматривания и чтения).

-Подбор иллюстраций, открыток, раскрасок (об огороде, сельском хозяйстве, овощах и других культурных растениях) с использованием ЭОР.

-Подбор музыкальных произведений.

-Подбор сельхоз инвентаря, подвижных, дидактических, настольных игр и т.д.

-Взаимодействие с родителями (рекомендуется  экскурсия в ботанический сад, теплицы ЛГУ им. А.С. Пушкина, цветочный магазин, поездка на дачу, участие в создании мини-музея, помощь в создании огорода, фотоальбома).

3 этап  Реализация проекта

1 этап – подготовительный.

 Групповая работа - ознакомление с основными понятиями (см. цели), ознакомление со строением растений, способами их выращивания, садовым инвентарем, комплексное занятие, презентация «Рост растений».

 Подвижные игры: «Огуречик» , «Огородники», «Перевозка урожая» и т.п.,

Раскрашивание раскрасок «Веселые огородники», «Овощи».

Подготовка тары и земли для посадки семян, декоративное оформление огорода.

- создание дневников наблюдений ;

- создание графика полива;

2 этап - основной.

Создание мини-музея «Виды семян».

Торжественная посадка семян

Ведение дневников наблюдений (зарисовки), заполнение графика полива (плюсы – отмечают дежурные )

Уход за огородом.

Лабораторные работы: «Кожица лука под микроскопом», «Зерновка пшеницы», «Завязь», «Строение корневого чехлика под микроскопом».

Проведение недели «Огород на окошке».

Изготовление фотоальбома «История нашего огорода».

 

Дидактические игры: «Превращения растений», «Собери цветок», «Собери дерево», «Чей лист», - Монтессори материалы, «Чем полезен  овощ», «Для чего этот инструмент».

Подвижные игры: «Заяц и капуста»,  «Мак».

Сюжетно-ролевые игры: «Садоводы - любители», «Фермеры», «Овощная лавка», «Едем на дачу».

Аппликация «Будущий урожай», рисование «Первые листочки», лепка «Лучок».

Викторина - «Загадки об овощах»

 Экскурсия в теплицы и ботанический сад.

Подготовка и показ спектакля для младших групп по сказке «Репка».

Чтение художественной литературы: «Принцесса на горошине»( Г.Х. Андерсен), «Чиполино» (Джани Родари, «Сказка о фруктах и овощах» (М. Васьков).

Музыкальные произведения: «Посею лебеду», «Антошка», «Калинка-малинка».

3 этап заключительный. 

Экологический праздник «Торжественный сбор и проба первого урожая».

Составление фотоотчета.

 

 Приложение

 

Используемые материалы и литература.

1. Интернет ресурсы.

2. Л.В.Баль, В.В.Ветрова «Букварь здоровья»,

М., Эксмо, 1995 г.

3. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский,  Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000.

4.Бондаренко,Т.М. Экологические занятия с детьми 5 -6 лет/Т.М.Бондаренко - Воронеж.:2002

5.Веретенникова,С.А. Ознакомление дошкольников с природой /СА.Веретеникова.-М.:Просвещение, 1973

6.Горбатенко,О.Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях / О.Ф. Горбатенко. - Волгоград, 2006

7.Иванова,А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментирования в детском саду /А.И.Иванова. -М.:2007

8.Масленникова,О.Н. Экологические проекты в детском саду /О Н.Масленникова . А.А.Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2009

9.Николаева,С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников /С.Н.Николаева. - М.:2005

План реализация проекта

Дата

Формы совместной деятельности взрослых и детей

Создание условий для деятельности детей

Взаимодействие с родителями

Промежуточный продукт проекта

24.02-28.02 Первая неделя.

 

-Рассказ воспитателя о проекте «Сад-огород на окошке».

совместная поисково-исследовательская деятельность (по ознакомлению с основными понятиями)

декоративное оформление огорода

- создание дневников наблюдений ;

- создание графика полива;

Помещение веток дерева (яблоня, липа) в вазу с водой

Посадка зерновок пшеницы во влажные опилки

Подвижна игра «Огородники»

 

- размещение раскрасок «Веселые огородники», «Овощи» в зоне творчества

-  размещение в книжном уголоке  иллюстраций, фотографий,  с изображением огорода.

 

Беседа с родителями о проекте «Сад-огород на подоконнике» и сотрудничестве.

Подготовка тары и земли для посадки семян

Экскурсия в цветочный магазин совместно со своими детьми

Забор для огорода

Дневники наблюдений,

График полива

03.03-07.03 Вторая  неделя. Тематическая неделя «Огород на окошке».

понедельник

Презентация «Рост растений»

Торжественная посадка семян

Заполнение дневников наблюдений и графика полива

Конструктивная деятельность – «Забор и парник для огорода»

Пазлы, дидактические карточки «овощи», «культурные растения».

Подвижная игра «Садоводы-любители»

 Помощь в создании мини-музея семян

Мини-музей семян

вторник

-Беседа «Витамины с грядки»

Познавательно-исследовательская деятельность – (Окружающий мир)  -

«Жизнь растений»

Изобразительная деятельность – «Первые листочки»

-Дид. игра

«превращения растений»

С/р игра «Фермеры»

Беседа об пополнении огорода именными луковицами

Выставка рисунков «Натюрморт, акварель»

среда

 Познавательно-исследовательская деятельностьФЭМП

«Измеряем урожай» (проростки пшеницы)

Подвижная игра «жнецы»

Лабораторная работа «Рассматривание в микроскоп зерновки пшеницы»

-С/р игра «Овощная лавка»

Дидактическая игра «Собери цветок, дерево»

Помощь в оснащении препаратами и оборудованием  для лабораторных работ


четверг

Изобразительная деятельность – аппликация – «Будущий урожай»

Подвижные игры «Картошка»

Слушание песен «Антошка», «Посею лебеду»

 С/р игра «Магазин «Все для садовода»».

Беседа об экскурсии в темплицы и ботанический сад

Выставка аппликаций «Наш урожай»

пятница

Изобразительная деятельность – лепка

«Зеленый лучок»

Заполнение дневников наблюдений

Чтение сказки «Чиполлино»

Игра-викторина «Загадки про овощи, огород»

Наблюдение за прорастающим луком

с/р игра «Комбайнеры»,

дидактические карточки

Беседа об организации зеленого уголка в домашних условиях.

Выставка поделок из пластилина

11.03 – 14.03 Третья неделя


Лабораторная работа «Кожица лука под микроскопом»

Заполнение дневников наблюдений и графика полива

Уход за огородом (полив, прореживание, рыхление)

На прогулках:

Наблюдения за набуханием и расцветанием почек, появлением ростков травы.

Изготовление масок для спектакля «Репка»

Подвижная игра «Огуречик»

Экскурсия в теплицы и ботанический сад ЛГУ им. А.С. Пушкина

с/р игра «Экологическая экспедиция»,

дидактические игры «Чей лист»

«Что вырастет?»

Помощь в организации экскурсии в теплицы и ботанический сад ЛГУ им. А.С. Пушкина

Маски для спектакля «Репка»

17.03-21.03

Заполнение дневников наблюдений и графика полива

Уход за огородом (полив, прореживание, рыхление)

Подготовка спектакля для младших групп

На прогулках: ознакомление с факторами влияющими на рост и развитие растений

Подвижная игра «Маки»

Чтение художественной литературы :«Принцесса на горошине»( Г.Х. Андерсен),




24.03-28.03 Четвертая неделя


Лабораторная работа

«Строение завязи под микроскопом»

Заполнение дневников наблюдений и графика полива

Уход за огородом (полив, прореживание, рыхление)

На прогулках:

Подвижные игры «Перевозка урожая», «Заяц и капуста»

Наблюдение за распусканием первой листвы, первых цветов.

Чтение художественной литературы: «Сказка о фруктах и овощах» (М. Васьков).

Экологический праздник «Торжественный сбор и проба первого урожая».

Раскраски «Культурные растения», «Плоды»

Энциклопедия для детей

Дидактическая игра «Для чего этот садовый инструмент».

Помощь в подготовке фотоальбома «История нашего огорода»

Экскурсия на дачные участки совместно с детьми

Спектакль «Репка»

Фотоальбом

«История нашего огорода»

Фотоотчет о проекте на странице группы в социальной сети «Вконтакте»










 

22 апреля 2014 в 23:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.